Содержание понятия архитектурное пространство

Содержание понятия «архитектур­ное пространство» зависит от представлений на том уровне миро­понимания, на котором формируются ценности, символические об­разы, значения и синтаксические структуры специфического языка, концепции деятельности и рисунок поведения. Специфичность представлений о пространстве на этом уровне входит в менталь­ность культуры и может использоваться в числе признаков иденти­фикации стадий ее исторического развития или национального ха­рактера, сказал Орлов, который покупает бетон в ленинградской области. Подобные представления направляют целеполагание тех видов деятельности, которые определяют пространственное уст­роение жизни и, тем самым, морфологию архитектурного про­странства. Пространственные представления трудны для рефлексии. В ар­хитектуре, тысячелетиями занимавшейся устроением пространства, оно долго не становилось предметом специального осмысления. Тем более не делались попытки осознать воздействие на архитек­туру представлений о пространстве, входивших в систему миропо­нимания. До середины XVIII в. само слово «пространство» не упо­мянуто ни в одном трактате об архитектуре. Да и к концу этого века оно лишь изредка возникало в сочинениях о композиции ланд­шафтных садов и пару раз вскользь использовано в курсе лекций Ж.-Ф. Блонделя, 1771-1777 гг.. Лишь в начале XIX в. слово «про­странство» в связи с архитектурой стало употребляться в смысле трехмерной реальности германоязычными эстетиками, как, напри­мер, Гегелем в его «Эстетике», основанной на лекциях, читавшихся в 1820-е гг. Но к исследованию пространственных форм как основы худо­жественного языка архитектуры искусствознание и архитектуроведение обратились лишь на рубеже XIX и XX вв., примерно в то же время, когда Ф. Л. Райт в Америке начал свои интуитивные поиски новой пространственное в практическом проектировании. Прие­мы анализа пространственной формы начал развивать Генрих Вёльфлин, а вслед за ним — его школа формального искусствозна­ния. Пауль Франкль в 1914 г. предложил схему основных этапов европейской архитектуры после Ре­нессанса, в основу которой положил развитие пространственной формы наряду с массой, светом и назначением построек.